Культурный код ВДНХ — источник вдохновения для современных художников
Предлагаемая лекция — это попытка прочитать эстетику ВДНХ с точки зрения актуальных проблем современной культуры

ЛЕКЦИЯ КИРИЛЛА СВЕТЛЯКОВА


Идет набор группы

КИРИЛЛ СВЕТЛЯКОВ
Преподаватель Ведущий научный сотрудник и Куратор Государственной Третьяковской галереи, Директор Образовательно-исследовательского центра по изучению русской культуры ХХ века им. А.Г. Тышлера, Заведующий отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи, Главный специалист по современному искусству отдела руководства Государственной Третьяковской галереи.

Советская эстетика ВДНХ предполагала, что природы как будто бы уже не существует, и любой продукт природы, будь то новые виды семян или породы животных, создан при участии человека. На архивных фотографиях с интерьерами выставочных павильонов можно видеть, что все группы экспонатов, а также информационные блоки получали художественное оформление и воспринимались как произведения искусства.
Фигуры животных, сделанные из гипса, могли увенчивать собой пирамиды из продуктов питания, имитации хлопковых полей перекликались с рельефными орнаментами на стенах, тексты и фотографии сочетались с живописными полотнами.
Все виды искусства существовали на равных и в едином комплексе с другими артефактами выставки.
Для художников-модернистов такое совмещение было неприемлемым, потому что оно разрушало принцип автономии искусства. Но, начиная с 2000-х годов эстетика ВДНХ приобретает новый смысл и актуальность в связи с проблемами эпохи антропоцена.

Само понятие антропоцен, возникшее в среде экологов и химиков атмосферы, сейчас получило распространение в теориях культуры. В эпоху антропоцена традиционное противопоставление природы и цивилизации практически исчезает, потому что индустриальная деятельность человека оказала влияние на все природные факторы. Как следствие важнейшим признаком антропоцена становится развитие биотехнологии. Новые вызовы рождают симметричный ответ со стороны искусства и художественного производства: художники пытаются задействовать в своих работах органические соединения или разрабатывать принципы техноорганики. Живые растения всё чаще появляются в пространствах современных инсталляций. Таким образом художественная культура интерпретируется в связях со всеми остальными сферами человеческой жизнедеятельности, включая аграрную, промышленную, экологическую культуру.

Именно поэтому ВДНХ может послужить прообразом и моделью для выстраивания таких связей в условиях антропоцена.
Павильон Кролиководство , ВДНХ
Лист предзаписи
Made on
Tilda